Как
то, разыскивая в интернете нужную мне информацию, я наткнулся на список
участников предстоящего фестиваля, в котором обнаружил большое количество
знакомых имён. В русскоязычном интернете было несколько восторженных сообщений
о Роскильде. Кто то уже успел там побывать, а кто то только собирался.
В результате родился пост,
аккумулирующий кучки разрозненной рунет-информации в одно место. Пост
увидела журналистка из Санкт-Петербурга - Юля Галкина и мы решили съездить.
Поездку оформляли в туристической фирме. Особых сложностей не было. Была
опасность не успеть в`овремя оформить визы, т.к. первую половину июня
я уже запланировал провести в Турции, но, к счастью – обошлось. Поселились
в одной из гостиниц Роскильда в получасе ходьбы от фестивального городка.
На фестивале в первую очередь поразила атмосфера настоящего праздника
и благожелательность окружающих людей. Конечно - чистоплюям на таких мероприятиях
не место – невозможно уберечь ноги от того, чтобы на них не наступали,
постоянно где то рядом падали стаканчики с водой. Но, в таком огромном
скоплении людей, я не видел ни одной стычки, а тем более драки. И это
не смотря на то, что пиво на фесте текло рекой, да и напитки покрепче
кое-где продавали.
Порадовала организация фестиваля. На несколько дней фестивальная площадь
становится большим, слаженным организмом. Созданные системы жизнеобеспечения
полностью удовлетворяли потребности ста тысяч человек. На фестивале имелось
несколько сервис-центров, в которых можно было обменять валюту, сдать
на хранение багаж и воспользоваться сейфом. Тут же была возможность зарядить
аккумуляторы, получить квалифицированную справку и неотложную медицинскую
помощь, а также доступ к международной связи и бесплатный доступ в интернет.
Мы даже обнаружили специальную комнату отдыха для людей, которых сморил
сон, не дав им дойти до палатки или гостиницы. Люди, чьи увлечения не
ограничиваются музыкой - имели возможность посетить кинотеатр и выступления
скейтбордистов и поэтов.(чуть не написал поэтов-скейтбордистов). Кроме
того – то тут, то там между павильонами внезапно возникали всяческие забавные
перформеры – то мужики в арабских одеяниях катали на колёсиках игрушечных
верблюдов, то несколько людей ныряли в один огромный балахон и изображали
нечто вроде гигантской гусеницы.
Можно сказать – что всё, что я запланировал посмотреть – я увидел. Правда,
иногда хотелось разорваться, т.к. одновременно на двух-трёх площадках
играли интересную музыку.
Первый день феста для меня прошёл под знаменем Sonic Youth.
Всё время хотелось протереть глаза и убедиться, что это не сон. Музыканты,
лица которых много лет я видел только с экранов телевизора и монитора
- внезапно материализовались. “Соники” исполнили несколько вещей с последних
альбомов(бесподобно прозвучала арт-роковая “Rain on Tin ”) и вспомнили
кое-что из старого репертуара. Понравилось выступление канадцев The
Dears, играющих в стилистике, характерной для брит-поп групп.
Очень лиричная, слегка болезненная музыка. Песня-фаворит - “The Second
Part”. Вокалист – смешной, застенчивый афроканадец под конец выступления
смущённо сфотографировал зрителей прямо со сцены. Неожиданно удивили M83
хорошим гитарным звуком, а я почему то всегда наивно полагал что это –
исключительно электронная группа. Mew я впервые услышал
не с диска, а именно на этом фесте. Неплохая музыка. Словно саундтрек
для мультика с иногдашними жужжалками. Концерт, правда, начался в 2 часа
ночи – у меня к тому времени ноги отваливались после 14 часов хождения.
Но, площадка перед сценой моей усталости не разделяла. Огромная толпа
датчан радостно встретила соплеменников. Похожая ситуация была и на концерте
The Raveonettes, но здесь я слегка разочаровался – а
ведь возлагал на посещение их концерта большие надежды. Невооружённым
ухом было слышно, что The Raveonettes скатываются в попсу. Такое ощущение,
что группа зациклилась и исполняет одну и ту же песню. Их вдохновители
- Jesus and Mary Chain были в своё время более изобретательны. И только
в самом конце The Raveonettes приятно порадовали великолепной версией
одного из нетленных хитов Velvet Underground. Devendra Banhard
и Joanna Newsom создали на своих выступлениях неповторимую
хиппейскую атмосферу. Девендра выступил в сопровождении бэнда. Мне почему
то представилось, что лет 35 назад перед показом фильма “Беспечный ездок”
музыканты тех лет играли похожую музыку. После выступления Девендры, зрители
долго не расходились, скандируя и надеясь, что сказка продолжится, но...увы,
увы. Герой лишь помахал рукой, внезапно появившись под потолком из-за
декораций. Joanna Newsom напомнила озорную школьницу. Непонятно – как
она справляется с такой огромной арфой и ещё больше непонятно – как она
её с собой возит. Заключительный день фестиваля ознаменовался концертом
The Go! Team. Зажигательная и разноплановая музыка. Запомнилось
- как барабанщица внезапно покинула своё место и сольно, в сопровождении
рояля, исполнила наивную, но запоминающуюся песню.
Из менее известных исполнителей понравилось выступление датчан Tys
Tys. У них довольно своеобразное звучание – джаз-трип-хоп-кабарэ.
А когда музыкальные критики описывают манеру исполнения вокалистки этого
коллектива, они справедливо вспоминают ещё двух скандинавских див – Bjork
и Stina Nordenstam. Также порадовали Desorden Publico(заводной
венесуэльский ска) и New Cool Collective Big Band(ядрёный
фанки-латино-джаз с мощной духовой секцией)
Большинство зрителей феста жили, судя по всему, в палатках – потому как
те занимали ну просто огромные площади. В кемпингах существовали специальные
зоны для приготовления пищи, душевые комнаты, а также сервис-центры, о
которых я говорил выше. Помимо автостоянок, были спецстоянки для мотоциклов
и передвижных домов. С раннего утра до поздней ночи специальные автобусы
осуществляли перевозки зрителей между фестивальным городком и городами
Роскильд и Копенгаген. Что касается туалетов, то как сказал персонаж одного
из российских фильмов «здесь везде один большой туалет», ну а если серьёзно
– специально подготовленных мест было предостаточно, к примеру - значительная
часть периметра была отдана «писающим мальчикам»
Как справедливо заметили авторы сайта феста «You can't live on music alone.
It also takes beer, food and beverages to make a great festival.» На фестивале
было развёрнуто достаточное количество пищеблоков разной специализации,
где готовили и тут же продавали пищу. В путеводителе мероприятия все эти
точки перечислены прямо с указанием блюд. Основной спонсор фестиваля –
пиво «Туборг». Поэтому здесь его продавали на каждом шагу. «Туборгцы»
внесли свою лепту в дело своевременного сбора мусора – принимая за деньги
пустые стаканчики.
Основное бремя по обеспечению порядка на фестивале как и обычно, взяли
на себя добровольцы. Эти люди, в ярко-оранжевых накидках стояли перед
всеми входами на фестивальную площадь, перед сценами и среди зрителей
во время концертов. Охрана перед входами на территорию феста проверяла
не только наличие браслетов-пропусков, но и осуществляла поверхностный
осмотр на предмет наличия оружия и атрибутики экстремистских организаций.
На фестивальных концертах запрещено ныряние со сцены в зрительный зал
и посадка на плечи. Волонтёры перед сценой высматривали хулиганов, изредка
информировали о нарушениях своих коллег в зале, а те в свою очередь предпринимали
необходимые меры – расстреливали несчастных зрителей(шутка). Основное
же занятие охранников перед сценой заключалось в раздаче воды всем желающим.
Для этого - перед каждой сценой стояли бадьи с водой и упаковки с одноразовыми
стаканчиками. Зрители, надо сказать, активно пользовались этой возможностью
утолить жажду. Опять же - было меньше стимулов иметь при себе закрытые
сосуды с водой или другими жидкостями, которые в результате метания могли
бы доставить травмы. Ещё - я бы хотел отметить грамотную организацию заполнения
зрителями двух крупнейших площадок перед сценами. С помощью металлических
заградителей площадки были поделены на сектора. Те, кто хотел подойти
поближе к сцене - должен был пройти по специальному коридору, который
начинался за сценой. После того, как сектор был полностью заполнен, зажигался
красный огонёк и охрана перекрывала доступ. Таким образом - даже перед
сценой не было никакой давки.
Полицию за все 4 дня фестиваля я встретил всего лишь один раз. Трое полисменов
неторопливо прогуливались на травке.
В заключении - немного о фестивальных объектах. В этом нам поможет аэрофотография.
Крупнейшая сцена феста с оранжевым куполом так и называется – “Оранж”.
Именно здесь постоянно бурлила основная масса зрителей и выступили мажорные
группы, типа Black Sabbath, Green Day, Audioslave, Duran Duran, Foo Fighters…
Судя по людским потокам, значительная часть людей ходила только на эти
концерты. Купол, расположенный к нам ближе остальных – “Arena” – вторая
по значимости площадка феста. Здесь играли Sonic Youth, Mew, The Tears,
Interpol… За тылом оранжевой сцены виден купол “Одеона“. Там отметились
как старички, так и удачные дебютанты – The Go! Team, Bright Eyes, Bloc
Party, Le Tigre… Четыре синих купола вдали – "Metropol" - место
встречи тусовщиков с электронщиками типа Autechre, Royksop, Alter Ego…
Слева от оранжевой сцены – “Ballroom“ – джаз, этника… Ну и, наконец, расположенное
слева приземистое здание в форме круга с голубенькой крышей –
“Павильон Джуниор“ – инди-место и площадка для выступления M83, Девендры
Бенхарт, Джоан Ньюсом и других. Между “Ареной“ и “Павильоном Джуниор“
–
куча торговых точек. На их фоне – несколько выделяется пол-шарика дискотеки
“Лаунж“.
Каждому зрителю, в первый день посещения феста выдают очень хорошую брошюрку-путеводитель,
где собрана вся нужная информация – описания, схемы, расписания, запреты,
возможности итд. Хотелось бы отметить, что на фестивале подобного уровня
я был впервые. Допускаю, что большинство вещей, о которых я сейчас с таким
энтузиазмом говорил, присутствуют и на других подобных фестивалях. Те,
кто побывал на “Нашествии“, наверное, подтвердят мои слова.
Обидно, что российские меломаны ещё не протоптали настоящую тропинку на
столь грандиозное мероприятие. Хотя, вот –
на центральных улицах Копенгагена изредка слышна русская речь и встречаются
туристические автобусы из Питера. На самом же фесте - факт появления россиян
вызывал искреннее изумление, как будто мы не из балтийской страны приехали,
а из Северной Кореи.
Но, ничего - до Роскильда 2006 ещё почти месяц. Если кто то сейчас захочет
туда поехать – успеет и визы сделать и купить билеты.